Пожарная безопасность на самолёте

Большинство из нас некоторое время проводит в полёте – мы летаем на курорт и обратно, по служебным нуждам и по иным надобностям. Защищённость от любой напасти в часы перелёта интересует нас в огромной мере. В числе прочего каждый хотел бы максимальной гарантии от возгорания, ибо высотный пожар невероятно скоротечен, как следствие опасен в разы – нет возможности выйти, высокие температуры сгорания авиатоплива и конструкционных материалов при постоянной и сильной подпитке забортным кислородом.

Физика и химия

 Катагенез горения – взаимное реагирование сгорающего вещества (основы), окислителя и первопричины воспламенения на начальном этапе, при наличии выделения тепловой энергии, световой волны, продуктов сгорания.

 В замкнутом объёме опасность возрастает из-за образования избыточного давления, превышающего допустимые значения для стеновых материалов, что приводит к их мгновенному разрушению, повреждению следующих зон и распространению пламени.

Защитные мероприятия

 Процесс пожаротушения на борту затрудняется объективными факторами, в числе которых невозможность непосредственного доступа человека в район загорания. Поэтому комплекс мер по недопущению возгорания и борьбе со случившимся инцидентом сходен по своим параметрам и признакам с обычным набором шагов и включает в себя пассивные средства - монтаж систем охранно-пожарной сигнализации (их несколько, они дополняют и дублируют друг дружку) и активные – собственно, сами механизмы, ведущие битву с огнём.

На стадии конструирования

  • Конструкторские наработки, закладываемые при изготовлении летательного аппарата и направленные в первую очередь на исключение возникновения неблагоприятных обстоятельств и быструю и своевременную реакцию на возникающие угрозы.
  • Агрегаты, использующие топливо, масло и иные жидкости с шансом зажигания и коммуникации – трубопроводы и электропроводка при компоновке разносятся, изолируются и так далее.
  • Потенциально пожароопасные помещения отделываются огнестойкими материалами и отделяются от салонов противопожарными перегородками.
  • Конструируются приспособления охлаждения и теплоизоляционные покрытия горячих частей.
  • Усиленная вентиляция отсеков и дренаж точек вероятного накопления горючих растворов при их истечении.
  • Внесение в конструкцию устойчивых, тяжело воспламеняемых и абсолютно негорючих композитов.