Повышение живучести самолёта

Всем нам приходится летать.  Кто-то на отдых, иные по работе проводят некоторое время в воздухе. Обеспечение безопасности во время полёта, в частности пожаробезопасность, стоит для нас всех на первом месте, тем более что возгорание на высоте сопровождается высокими температурами и скоротечностью, а борьба с огнём представляет огромную трудность.

Меры защиты

Защищённость и надёжность закладывается ещё на земле, на этапе конструирования и последующей сборки. К таким шагам относятся:

  • Сознательное разнесение топливопроводов и электрических линий,
  • Металлизация – соединение частей, могущих аккумулировать статическое электричество и выдавать разрядную искру, между собой для выравнивания потенциала и сброс его по специализированным разрядникам в атмосферу.
  • Применение огнестойких материалов, дополнительных переборок.
  • Системы усиленного вентилирования потенциально опасных отсеков и дренирование точек сбора жидкости, при их возможной протечке, охлаждение двигателей и других горячих частей, их теплоизоляция.
  • Иные конструкторские решения.

Не менее важны системы мониторинга состояния судна, своевременно реагирующие на угрозу, проводящие оповещение и быстро вступающие в борьбу за живучесть. Монтаж пожароохранной сигнализации преследует такого рода цели, и задачи её сводятся к следующим моментам.

Датчики различного предназначения. Тепловые – реакция на подъём температуры заданного контрольного значения. Ионизационные – рост ионизации воздуха при открытом пламени, вот их зона ответственности. Световые – срабатывают на ухудшение светопроводимости от ламп – эталонов, вследствие задымления или излучения в инфракрасном диапазоне.

В «сфере интересов» так же - обнаружение и локализация очага загорания, подача оповещающего сигнала в кабину экипажа (световая индикация и звуковой зуммер), автоматизированное включение всех предусмотренных средств пожаротушения. К ним относятся подача в точку горения:

  • Огнегасящего состава;
  • Понижение процента кислорода путём введения в атмосферу углекислоты, азота.
  • Отвод тепла путём подачи в очаговую область фреона и хладона (химических соединений на основе фтора, брома).